пытаясь двигаться вперед, оставляя позади атмосферу вечеринок в стиле old-school rap, а также движимые желанием забыть разочарования, связанные с inner-city blues (городской блюз в версии 80-х годов), - несколько hip-hop команд решили смешать живой ритм с политической доктриной для создания нового rap стиля. такие команды, как last poets и gil scott-heron, public enemy, вдохновляемые в 70-е годы политическими деятелями страны, стали лучшими музыкантами среди political rap групп. лидер этого направления chuck d делал фьюжн ритмов лучше всех рэперов, продолжая обвинять правительство (в композициях black steel in the hour of chaos, fight the power). в своем творчестве он также обращался к таким темам, как культура белой америки (rebel without a pause, burn hollywood burn) и разнообразным социально-политическим конфликтам (911 is a joke, night of the living baseheads). такие команды, как bomb squad, krs-one и его группа boogie down productions также начали высказывать свое мнение, полязуясь жесткими выпадами и упреками в сторону власти. примером этому служат композиции illegal business («незаконный бизнес») и stop the violence («остановите насилие»), которые поддерживали чернокожих и обращались к лидерам капиталистического мира.
то, что сначала казалось благодатной почвой для развития музыкальной культуры, на самом деле оказалось очень недолговечным. public enemy сошел с дистанции после 1991г., и несмотря на большое количество свежих записей от нового поколения политических рэперов (poor righteous teachers, paris, x-clan, disposable heroes of hiphoprisy), коммерческое превосходство и успех нового hip-hop направления — gangsta rap или g-funk — сделали звукозаписывающие компании менее активными в отношении менее успешной музыки.