НАЧАЛО ХИП-ХОПА
Попрошу вашего внимания.
Пожалуйста, все внимание сюда.
Поднимитесь все, у кого в мозгу имеется темная комната<…>
Хм. Похоже, у нас тут проблема...
Eminem "The Real Slim Shady"

«Проблема» появилась в 1969 году в Южном Бронксе - черном гетто Нью-Йорка. Рождение новой субкультуры тогда обозначилось словом, придуманным легендарным DJ Кулом Херком: "b-boys" - сокращение от "break boys", или "парни, танцующие в брэйках". Проблемой, собственно, они стали для общества, которое традиционно восприняло молодую дискотечную поросль как "bad boys" - "хулиганье".   Слова "хип-хоп" тогда еще не было - DJ Африка Бамбаатаа выдумал его пять лет спустя, когда «культура всеобщего участия» уже нуждалась в общем названии. Традиция пошла с кингстонских уличных танцев, на которых DJ крутит пластинки с рэгги-минусовкой, а исполнители вживую начитывают речитатив. Запевалами нового движения были также Pete DJ Jones, DJ Hollywood, Eddie Cheeba, "Love Bug" Starski и прочие. Кул Херк первым использовал две вертушки и начал пускать музыку нонстопом. Для этого пластинки пришлось сводить – а DJ стал восприниматься как творец и артист. Вскоре его стали называть MC ("master of ceremonies" - "церемонимейстер").   Году к 1972-му движение стало полноценным: со своей музыкой, одеждой и стилем жизни. Очень важным был танец – универсальный язык, выражавший все чувства. И всё-таки футуристическая идеология фанка повлияла прежде всего на музыку хип-хопа - а именно на тягу ко всякого рода микшерам, сэмплерам, ревербераторам и драм-машинкам.

Самым большим прорывом хип-хопа было, конечно, возникновение музыки рэп. Элементы речитатива появлялись еще в 60-е годы у некоторых R'N'B, Blues и Soul певцов. Но по-настоящему началось все в 1975 году, когда все тот же Кул Херк на вечеринке в клубе "Hevalo" подключил микрофон и принялся во время брейка говорить с танцующей толпой. Это было вполне в духе ямайской традиции разговорного рэгги. Толпе понравилось! Поначалу дело не шло дальше односложных выкриков или скандирования одной фразы. Позже всё смелее стала проступать нехитрая поэтическая импровизация - чаще всего по мотивам песни на вертушке.

В 1976 году Африка Бамбаатаа начинает делать длинные миксы и вскоре сводит свой самый известный бутерброд - накладывает ритм фанка на пьесу "Trans-Europe Express" группы Kraftwerk, лидеров немецкого электронного авангарда. В результате родился на новый музыкальный стиль - "электро-фанк". В 1976 году создается первая в мире рэп-группа "Grand Master Flash & The Furious 5". Ну а официальным годом возникновения рэпа считается 1979.
Само понятие хип-хоп, объединяющее музыку, танец, стиль жизни и идеологию , появляется с созданием Африкой полурелигиозной организации "Zulu Nation. Её задачей было культивирование брейка, рэпа, граффити - с целью воспитания у чернокожих национальной гордости и отвлечения их от лишенной смысла агрессии, преступности, и кокаина. Бамбаатаа предлагал сублимировать агрессию в музыке.   Дальнейшие события развивались по следующему сценарию: в 1979 году песня The Sugar Hill Gang "Rapper's Delight" стала первым коммерческим рэп-хитом попавшим в Топ-40. Год спустя газета "New York Post" впервые опубликовала фоторграфию танцующих би-боев. На радио стали появляться хип-хоп передачи. Но настоящий прорыв случился в 1983-м. На экраны чередой вышли четыре хитовых фильма о би-боях: "Wild Style", "Style Wars", "Beatstreet" и "Graffiti Rock. В 1984 году балетный театр Сан-Франциско открыл сезон гала-концертом сорока шести брейкеров; сотня би-боев выступила на закрытии лос-анджелесской олимпиады. По стране прокатился первый коммерческий хип-хоп тур!   Отрезвляющий перелом случился в 1988 году, когда молодая группа "N.W.A" из лос-анджелесского гетто Комптон выпустила свой первый релиз "Straight outta Compton"- и без разговоров решила вопрос о судьбе хип-хопа. Началась, как говорится, совсем другая история – история гангста-рэпа.   

Россию хип-хоп «заразил» в середине восьмидесятых через людей, которые имели выход за границу и везли оттуда самые новые веяния. Вероятно, все пошло с брейка. Уличная культура, включающая в себя рэп как музыкальное направление, брейк-данс – как танцевальное, а граффити – изобразительное, каждой из своих составляющих сполна затронула отечество. Потом, позже, появились MC-ing, DJ-ing. И, видимо, последнее, что коснулось России – это экстремальные виды спорта, например, StreetBall. А самой первой российской (тогда ещё советской) брейк-, а потом и рэп группой стала BAD B.